Воспитатель года

Игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов

 

 

Поиграйте с детьми

Игры  на  кухне

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в СЛОВО!

1. "Найди вкусное слово".

Начиная игру, предложите ребёнку представить, что вы ждёте гостей, и вам нужно накрыть стол к чаю, поставив побольше вкусных вещей (продуктов, блюд). Но выбирая лакомство, нужно помнить, что его название должно состоять из двух или трёх частей (слогов) и (или) иметь твёрдый звук [Л] или мягкий звук [ЛЬ].

Дети могут предложить слова со звуком [Л]:хал-ва, ка-лач, бул-ка, шо-ко-лад, со-лом-ка, пас-ти-ла;

со звуком [ЛЬ]: ваф-ли, ле-ден-цы, ли-мон, буб-ли-ки,, а-пель-син, ли-мо-над.

После анализа слогового состава слов выясните, почему ребёнок не предложил, например, печенье, пирожное или мороженое (нет "нужных" звуков).

 

2. "Угостим друг друга "вкусными" словами" со звуком, например, [Р].

Ребёнок называет "вкусное" слово (мороженое, пирожное, мармелад, макароны, торт, зефир, простокваша, творог) и "кладёт" слово Вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не "съедите" всё!

Можно поиграть в "сладкие" и "кислые" (автоматизация звука ]), "солёные" (звук [ЛЬ]) и "горькие" (звук [РЬ]) слова.

Эта игра, кроме автоматизации поставленных звуков, способствует  развитию умения подбирать прилагательные к существительным, согласовывать их в словосочетаниях. Например: горькая редька, кислый лимон.

 

3. "Ищем слова". Предложите ребёнку поискать слова на кухне.

- А вот и корзинка (коробочка, мешочек, баночка), в которую мы будем складывать слова. Какие слова со звуками [Л], [ЛЬ] можно "вынуть" из борща? (Лук, свёклу, картофель, соль, зелень, лавровый лист).

- А какие слова со звуком [С]  "прячутся" в кухонном шкафу? (Посуда, стакан, кастрюля, сковорода, солонка, супница, салатница, сахарница, салфетница).

 

      4. "Подбери слово".

Предложите ребёнку подобрать  как можно больше слов на заданный звук, например, [Ш] или [С] (можно с тем звуком, который на данном этапе автоматизирует с ребёнком учитель-логопед).

Игру можно преобразовать в соревнование, в котором будет принимать участие вся семья: кто больше подберёт слов на данный звук.

Подобные игры научат ребёнка вслушиваться в слова, контролировать собственное произношение, быть внимательным к речи окружающих.

 

5. "Что вокруг нас?"

На прогулке, в квартире предложите ребёнку отыскать вокруг себя предметы, в названиях которых один слог (стол, стул, мяч, нос), два слога (диван, окно, шторы, кухня, цветы, уши),три слога (ка-че-ля, ма-ши-на, по-то-лок) ибольше (те-ле-ви-зор, ак-ва-ри-ум).

 

Подобные игры не только обогатят словарь ребёнка, разовьют "чутьё" к родному языку, но и доставят приятные минуты общения с вашим малышом!

Учитель-логопед  Меркулова Т.М.

Зачем нужен логопед

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только [Р]), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

·  Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

·   Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

·        Не развиты пальчики – трудно будет вообще научитьсяписать.

·  Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

И вот маленькая шутливая иллюстрация:

У Олесика всегда

С буквой «ЭР» была беда

Скажет «РАК» – выходит «ЛАК».

Вместо «РОЖЬ» – выходит «ЛОЖЬ». 

Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой "беды" или любой другой, связанной с речью, и нужен логопед.

Мы обязательно вам поможем!

И помните, что детство – это этап подготовки

к будущей жизни!

Как говорит Ваш ребенок

 Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?»

                  Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

• понимание речи;

• оценка речи по звучанию (звукопроизношение);

• фонематический слух;

• связная речь;

• лексико-грамматический строй речи;

• состояние голоса;

• темп речи. 

                «Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом детям предлагается ответить на вопросы, объяснить наиболее часто употребляемые пословицы.

                «Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов (чем старше ребенок, тем больше количество слов в предложении).

                «Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка, правильное произношение всех звуков.

                 «Фонематический слух». Оценивается способность ребенка отхлопать заданный ритм (хлопки в ладоши, постукивание по столу), правильность произнесения ряда звуков (АОУИ) и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

                «Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропуска звуков, слогов).

               «Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Детям предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей (низкий и высокий голос). Можно предложить детям изменить голос, используя персонажи сказки «Три медведя».

                Последним проверяется темп речи. Если ребенок говорит слишком медленно или слишком быстро, а также, если в его речи встречаются запинки, на это следует обратить внимание.

                Развитие речи — сложный процесс, и небольшое нарушение одного из компонентов может спровоцировать целый клубок проблем.

Педагоги нашего детского сада готовы помочь Вам в решении речевых проблем детей, ответить на любой, интересующий Вас вопрос, провести консультацию по каждому разделу коррекционно-развивающей Программы!